Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Двадцать лет назад в республиканской столице состоялись первые выборы органов местного самоуправления, в том числе и представительного органа власти. О процессе формирования органов местного самоуправления в муниципальном образовании «Город Майкоп» и роли института местного самоуправления в современной системе публичной власти рассказал председатель Совета народных депутатов МО «Город Майкоп» Азмет ДЖАРИМОК.  

 – Статья 12 Конституции РФ гласит, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Вопросам местного самоуправления посвящена глава 8 основного закона государства, где речь идет о том, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Согласно поправкам, внесенным в Конституцию РФ и поддержанным россиянами в результате общероссийского голосования 1 июля 2020 года, уточняется, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Полномочия органов местного самоуправления прописаны в Федеральном законе №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Каждое муниципальное образование имеет свою структуру органов местного самоуправления, под которой следует понимать конкретный перечень выборных органов, избираемых непосредственно населением, и образуемых представительным органом муниципального образования иных органов местного самоуправления, наделяемых полномочиями по решению вопросов местного значения, а также принципы их формирования и взаимодействия. Так, к органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрация, контрольный орган муниципального образования – Контрольно-счетная палата, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В  муниципальном образовании «Город Майкоп» в соответствии с  уставом (ст.22 гл.3) «структуру органов местного самоуправления составляют: Совет народных депутатов МО «Город Майкоп», Глава МО «Город Майкоп», Администрация МО «Город Майкоп», Контрольно-счетная палата МО «Город Майкоп».  

Первый Устав муниципального образования «Город Майкоп» был принят в июле 2002 года, на основании которого выборы в представительный орган местного самоуправления состоялись 8 декабря 2002 года по 10 двухмандатным избирательным округам. Эта дата и стала отправной точкой новейшей истории местного самоуправления муниципального образования «Город Майкоп».

В Совет народных депутатов МО «Город Майкоп» первого созыва были избраны 20 депутатов. Под председательством Ольги Степановны Шириной проведена колоссальная работа над нормативно-правовой базой, регламентом, регулированием тарифов на услуги ЖКХ. Депутатский корпус второго созыва уже в составе 30 человек (очередные выборы представительного органа местного самоуправления состоялись уже по 10 трехмандатным избирательным округам) под председательством Вадима Николаевича Николаева значительно усилил работу в реализации важнейшей функции Совета – контроля.

Накопленный опыт первых двух созывов, бесспорно, помог в дальнейшей работе представительного органа местного самоуправления. Судить об этом могу не понаслышке, так как в Совете народных депутатов МО «Город Майкоп» представляю интересы горожан уже четвертый созыв. С коллегами прошел все этапы формирования представительного органа местного самоуправления. В первом созыве входил в состав комитета по финансово-бюджетной и экономической политике, во втором созыве был заместителем председателя Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» и возглавлял профильный комитет по вопросам законности и местного самоуправления, а в третьем и действующем, четвертом созыве возглавляю представительный орган местного самоуправления МО «Город Майкоп».

В период работы третьего созыва большое внимание уделялось решению актуального тогда вопроса нехватки мест в детских садах. Депутатский корпус города в 2014 году консолидировано направлял  средства, которые закладывались тогда в бюджет для исполнения наказов избирателей на капитальный ремонт бывшего санатория «Солнышко», который был введен в эксплуатацию как детский сад общеразвивающего типа №33. Здание было полностью отремонтировано и переоснащено, оборудованы игровые площадки и благоустроена вся территории ДОУ. Такой большой объем работ осуществлялся, конечно, не только за счет средств, направленных горсоветом, но депутаты контролировали исполнение всего фронта работ, выезжая неоднократно на объект. В 2015 году депутатский корпус направлял средства на оснащение муниципальных школ ученической мебелью, отвечающей всем современным санитарным нормам. В 2016 году 80% денежных средств, направленных на исполнение наказов населения в сфере культуры, были направлены по просьбе администрации муниципалитета на благоустройство городского парка культуры и отдыха. В 2017 году средства направлялись на дальнейшее благоустройство горпарка, а также на решение вопроса водоотведения в восточной части города. Проблема с водоотведением еще, к сожалению, остро стоит в муниципалитете. Все мы понимаем, что ее решение требует комплексного подхода и очень больших финансовых вложений.

В текущем, четвертом созыве депутатским корпусом единогласно  поддержан проект решения по реконструкции дороги по ул. Хакурате от ул. Железнодорожной до ул. Постовой. В его рамках  планируется и устройство закрытой ливневой канализации, что должно значительно уменьшить подтопление территорий в восточной части города. После проведения проектных работ для реализации строительно-монтажных работ будет направлена финансовая заявка на выделение средств из федерального бюджета.

Отмечу, что вектор развития города связан, прежде всего, с теми стратегическими задачами, которые ставит перед муниципалитетом  руководство республики, страны. В приоритете – эффективная реализация масштабных национальных проектов, крупных федеральных, региональных и муниципальных программ, многие из которых инициированы Всероссийской политической партией «Единая Россия», опираясь на «Народную программу», сформированную из предложений граждан, поступивших со всех концов страны. В соответствии с запросами и обращениями граждан партийная программа  корректируется.

Основным ориентиром работы депутатов всех уровней наряду с наказами избирателей, всегда были и будут обращения граждан. Прием граждан проводится в самых разных форматах на регулярной основе. Организовываются и всероссийские дни приема. Так, по уже сложившейся традиции с начала декабря в региональных общественных приемных стартовала декада приема граждан, приуроченная к 21-летию со дня создания Всероссийской политической партии  “Единая Россия”. Каждый ее день посвящен отдельной тематике, в том числе вопросам образования, здравоохранения, социально значимым и трудовым вопросам, а также вопросам ЖКХ и старшего поколения. Граждане могут лично задавать свои вопросы депутатам, руководству партии на всех уровнях, главам регионов, руководителям различных ведомств и партнерских организаций. 

В Совете народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» представители партии «Единая Россия» в абсолютном большинстве, и мы плодотворно работаем с членами других партий, вошедших в состав депутатского корпуса, эффективно взаимодействуем с административной командой города, с республиканским парламентом.

Муниципалитет получает весомую поддержку со стороны органов государственной власти республики Адыгея в виде субсидий на ремонт дорог, тротуаров, строительство социально значимых объектов, благоустройство республиканской столицы.

Глава Адыгеи Мурат Каральбиевич Кумпилов держит на постоянном личном контроле процесс реализации важнейших национальных и муниципальных проектов, вопросы качества и темпов исполнения «Народной программы» «Единой России». Речь идет как о мерах социальной поддержки семей, материнства и детства, развития демографии, так и дальнейшего экономического развития региона, поддержки бизнеса, привлечения инвестиций, благоустройства, ремонта и строительства социально важных объектов здравоохранения, спорта, культуры, образования…

В республиканской столице уже который год успешно реализуется федеральный партийный проект «Единой России» «Городская среда», целью которого является  благоустройство дворовых и общественных территорий. Горожане могут принимать самое непосредственное участие в определении территории, которая будет в приоритетном порядке благоустраиваться, выразив свое предпочтение в дни проведения рейтингового голосования. В ходе работ по благоустройству дворовой территории собственники имеют право выбрать и форму своего участия: финансовое или трудовое. Как правило, речь идет о трудовом участии, в частности, при дальнейшем озеленении собственниками своих дворовых территорий. Вместе с коллегами стараемся помогать с посадочным материалом, совместными усилиями высаживаем новые деревья. 

В формате депутатского контроля реализации «Народной программы» партии «Единая Россия» в текущем году вместе с коллегами выезжали в лицей №19, гимназию №22 и образовательный центр №18 х. Гавердовского, где проводился капитальный ремонт. Отметили, что все заявленные виды работ проводились в хорошем темпе с применением качественно новых материалов. По всем направлениям социально-экономического развития муниципалитета планомерно ведется работа. Многое уже достигнуто при поддержке руководства региона и федерального центра.

Для эффективного решения вопросов местного значения очень важно как можно больше привлекать население к самому процессу. Так, в целях поддержки инициатив граждан по решению вопросов, направленных на развитие территории, формирование комфортной городской среды, внесению инициативных проектов, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутатским корпусом города IV созыва утвержден Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, проведения их конкурсного отбора, определения части территории, на которой могут реализовываться инициативные проекты, расчета и возврата сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в бюджет муниципального образования «Город Майкоп».

Убежден, что институт местного самоуправления являет собой крепкую основу для дальнейшего развития демократического государства, в котором посредством органов самоуправления граждане могут участвовать в решении вопросов местного значения, направленных, прежде всего, на повышение качества жизни.

 

Skip to content