Бюджетная политика города
Работа над проектом бюджета на следующий год проводилась в сложной ситуации. Недостаточность доходной базы связана с пандемией, которая оказала негативное влияние на всю экономику страны и бизнес в целом. Проект муниципального бюджета уже рассмотрен депутатским корпусом в первом чтении, прошел процедуру публичных слушаний, получил положительную оценку Контрольно-счетной палаты города и рекомендован к утверждению. Подробнее о планировании бюджетной политики города на следующий год и на плановый период 2022-2023 годов мы попросили рассказать председателя профильного комитета СНД МО «Город Майкоп» по бюджету, финансам и налогам Светлану МЕКЕРОВУ.
– Важно, что при формировании городского бюджета приоритетной осталась его социальная направленность. Говоря о показателях 2021 года, отмечу, что он сформирован по доходам в сумме 3 млрд. 507 млн. руб., расходам 3 млрд. 582 млн. руб. с дефицитом бюджета в пределах бюджетного законодательства – 75 млн. руб.
Налоговые и неналоговые доходы на 2021 год определены в сумме 1 млрд. 508 млн. руб. В структуре доходов городского бюджета наибольший удельный вес будут занимать: налог на доходы физических лиц 54%, налоги на совокупный доход – 21%, налоги на имущество – 14%. В неналоговых источниках основной объем обеспечат доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, – 4% и около 2% займут доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Объем неналоговых доходов, предусмотренных в проекте доходной части городского бюджета на 2021 год, оценивается в общей сумме 103 млн. руб. и к предшествующим налоговым периодам сохраняет тенденцию снижения, что объясняется продолжением процесса приватизации земельных участков. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов прогнозируются на 2021 год в сумме 33 млн. руб., в том числе, в части реализации муниципального имущества планируются доходы в размере 18 млн. руб.; при продаже земельных участков, расположенных в границах городских округов, в доходную часть бюджета поступят средства в пределах 15 млн. руб. Данный показатель составлен на основе анализа фактических поступлений в период 2018-2019 годов и оценки поступлений в текущем году.
В плановом периоде 2022 и 2023 годов сохранится общая тенденция роста объемов налоговых и неналоговых доходов, соответственно, на 37 млн. руб. к прогнозируемому показателю 2021 года и на 66 млн. руб. к 2022 году. Прогноз на 2022 и 2023 годы складывается, соответственно, в объемах 1 млрд. 545 млн. руб. и 1 млрд. 611 млн. руб.
Однако, положительный результат будет достигнут налоговыми платежами, тогда как неналоговые доходные источники уменьшены на 11 млн. руб. к уровню прогноза на 2021 год. При исполнении бюджета 2021 года данные показатели могут быть скорректированы в большую сторону.
Кроме налоговых и неналоговых доходных источников в бюджет муниципального образования «Город Майкоп» планируется поступление межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета в 2021 году в объеме 1 млрд. 999 млн. руб., в 2022 году – 1 млрд. 514 млн. руб., в 2023 году – 1 млрд. 337 млн. руб.
Формирование расходной части бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов осуществляется в условиях проведения жесткой экономии и ограниченности финансовых ресурсов.
При формировании расходной части применялись следующие принципы:
– индексация коммунальных услуг в 2021 и 2022 году на 4,0%, в 2023 году – 3,9%;
– индексация расходов на оплату труда работников бюджетного сектора экономики ежегодно с 1 октября составит 4,0%, за исключением оплаты труда отдельных категорий работников культуры и педагогических работников образования, заработная плата которых планируется с учетом положений Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и утвержденных «дорожных карт».
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на 2021 год спрогнозирован на уровне 3 млрд. 582 млн. руб., на 2022 год – 3 млрд. 136 млн. руб., на 2023 год – 3 млрд. 28 млн. руб.
Проект бюджета, как и в предыдущие годы, сформирован в программном виде. Его основу составляют 26 муниципальных и 1 ведомственная программы, финансовое обеспечение которых в следующем году составит 3 млрд. 207 млн. руб. Доля программных расходов составит 85%. Непрограммные расходы в планируемом периоде предполагаются в размере 375 млн. руб.
Наибольший удельный вес занимают программы, направленные на развитие социальной сферы. Бюджетные ассигнования, предусмотренные на их реализацию, составляют 1 млрд. 870 млн. руб.
Самой значимой является программа «Развитие системы образования» с общим объемом финансирования 1млрд.604 млн. руб. или 45% общих расходов бюджета. Основными мероприятиями данной программы будут являться: обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными учреждениями комитета по образованию, а также укрепление их материально-технической базы, финансирование питания и летнего отдыха школьников, проведение различных мероприятий в области образования.
Содержание учреждений культуры, проведение мероприятий общегородского характера планируется производить за счет средств, предусмотренных по программе «Развитие культуры». Для ее реализации в проекте бюджета запланировано 145 млн. руб.
На развитие физической культуры и спорта предусмотрено 50 млн. руб., средств массовой информации – 25 млн. руб.
Повышению качества жизни населения города будет способствовать реализация таких программ как:
– «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» – 33 млн. руб.;
– «Адресная социальная помощь малоимущим гражданам и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации» 2 млн. руб.;
– «Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями по договорам социального найма» 3 млн. руб.
– «Молодежь столицы Адыгеи» – 8 млн. руб.
– «Обеспечение жильем молодых семей» – 35 млн. руб.
Вторым, но не менее значимым является направление по развитию жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, для реализации которого действует соответствующая муниципальная программа с расходами в сумме 1 млрд.31 млн. руб. В рамках данной программы решаются задачи местного значения в сфере благоустройства территории, содержания и ремонта дорог, развития коммунального хозяйства.
Муниципальный дорожный фонд будет сформирован как за счет средств от поступления акцизов в объеме 30 млн. руб., так и за счет субсидии из республиканского бюджета в размере 150 млн. руб. Кроме этого, на текущее содержание и ремонт дорог планируется так же направить 95 млн. руб.Финансирование работ по благоустройству составит более 120 млн. руб. Расходы на реконструкцию очистных сооружений за счет средств вышестоящего бюджета запланированы в объеме 442 млн. руб.На поддержку городского транспорта предусмотрено около 46 млн. руб.С целью объединения и поднятия гражданской активности населения по программе «Развитие территориального общественного самоуправления» будет выделено 31 млн. руб.
Инновационному развитию муниципального образования будет способствовать реализация программ «Развитие малого и среднего предпринимательства» с объемом финансирования 0,5 млн. руб., «Формирование благоприятной инвестиционной среды» 0,4 млн. руб., «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» 3 млн. руб.
В бюджете муниципального образования «Город Майкоп» на 2021 год планируется дефицит в объеме 75 млн. руб. (2022 год – 77 млн. руб., 2023 год – 81 млн. руб.). Параметры дефицита бюджета не превышают предельные размеры, установленные Бюджетным кодексом и дополнительными соглашениями о предоставлении бюджету муниципального образования «Город Майкоп» из республиканского бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета муниципального образования «Город Майкоп». Сбалансированность достигается за счет привлечения источников финансирования дефицита бюджета.
Бюджет следующего года будет напряжённым, поэтому в 2021 и последующие годы потребуется максимально наращивать собственные доходы, повышать эффективность бюджетных расходов.